ак нас найти
Официальный сайт
  • 15 декабря
  • 16 декабря
  • 23 декабря
  • 23 декабря
  • 30 декабря
  • 30 декабря
  • 31 декабря
  • 3 января
  • 3 января
  • 4 января
  • 4 января
  • 5 января
  • 6 января
  • 7 января
  • 8 января
  • 12 января
  • 13 января
  • 14 января
  • 20 января
  • 21 января
  • 26 января
  • 27 января
  • 28 января

О Болонине Саше похвальное слово, в день 20-летия театра…

Впервые услышал я о Саше от Александра Моисеевича Володина, где-то в середине девяностых годов. Разговор зашел о том, что в трудные времена особо ярко проявляет себя искусство. Как одна из форм протеста, способ борьбы за выживание. При этом значительные работы являют не старые, стреноженные традициями театры, а новые молодые коллективы, что подобно грибам после дождя, появились в Питере. К примеру, театр "Остров"… Признаться, я и не слышал о таком театре. Воспитанный на реалистических спектаклях БДТ на былых его шедеврах, я скептически относился к новым театральным веяньем, ожидая от них штукарства и подвоха. Особенно я брюзжал по поводу новой драматургии подменяющей жизнь формой, заумью, несмотря на отсутствие цензуры и вседозволенность И то, что в репертуар маленького, "бродячего" театра "Остров", не имеющего своей площадки, включены такие названия как "Приглашение на казнь" Набокова, Шекспир и Островский, невольно вызывало уважение. Театр не ищет лёгкой дороги, не заманивает зрителя пустым кривлянием, бездумным трюкачеством, театр приглашает размышлять о непростых, подчас драматических вопросах, которые ставит перед нами смутное время распада советского государства, рождение новой России, с её социально-политическими проблемами…Маленький серьёзный театр под точным названием "Остров"! После многолетних мытарств по чужим площадкам, после многократного обновления труппы – не каждый актёр мог выдержать кочевой образ жизни при мизерной зарплате, а подчас, вообще без зарплаты - театр "Остров", наконец получил СВОЁ помещение на Петроградской стороне. В 1999 году. И открылся премьерными спектаклями: "Заложники" по пьесе Ионеско "Король умирает" и "Извлечение мастера" по произведениям Булгакова…Тогда-то и пригласил меня Володин в этот театр, что разместился неподалёку от дома Александра Моисеевича. Нас встретил основатель театра, его главный режиссер Александр Болонин. Влюбленный в Володина, в его творчество, простодушный с виду, "скандинавского" облика мужчина средних лет, смотрел с обожанием на своего кумира, вгоняя скромнягу Володина в некоторое смущение. Хотя, привыкшего к поклонению классика советской драматургии, трудно было смутить. Однако определённая внешняя простота, как правило, располагает к откровению, придает человеческую доверительность общению и умница Володин этим замечательно владел. Так они и стояли в крохотном фойе театра, обмениваясь театральными новостями и байками. Помимо уровня ремесла режиссера, Володин ценил в Болонине умение инсценировщика. Что при скудной современной драматургии вынуждало режиссера обращаться к прозе. Выстраивать свою версию, сохраняя суть первоисточника, сохраняя главное. Так собранная Болониным из писем Чехова к жене, актрисе Книппер, спектакль-диалог "Как солнце в вечерний час", из, казалось бы личностной эпистолярной формы превратился в волнующую историю любви двух талантливых людей, разделенных драматической ситуацией жизни и смерти.При этом раскрылся широкая одаренность самого Саша Болонина в роли Чехова и его жены, актрисы Тамары Исаевой в роли Ольги Книппер… Или такой необычный спектакль как "Холодная зима 37-го" о кровоточащей русской теме Пушкин-Дантес по произведению Булгакова "Последние дни Пушкина". Как бы, подтверждая верность гениальному писателю, режиссер предъявляет зрителю своё толкование многопланового философского романа "Мастер и Маргарита". На маленькой сцене миниатюрного театра с 80-тью креслами с потолком зала чуть выше трёх метров… А всё дело в том, что кроме своего актерского и режиссерского мастерства , Александр Болонин обладает вкусом. Я не могу пояснить что такое "вкус художника", у этого понятия много неуловимых составляющих. Но именно вкус объясняет тягу Болонина к авторам, творчество которых представлено на сцене театра "Остров". Как "апробированных" классиков, так современников. Гротесковая, забавная пьеса "Седьмая квартира" замечательного писателя Валерия Попова, по праву соседствует в афише театра с именами Шекспира,Чехова и Островского, Булгакова. Ситуация вокруг которой автор выстраивает сюжет пьесы, на мой взгляд, драматична, выхваченная из нашего смутного времени, а нелепые положения, в которых оказываются герои пьесы, рискует увести спектакль в бездумное смехачество, если бы не вкус режиссера. Что особенно проявился в "соревновании" Болонина с фильмом "Осенний марафон". Влекомый любовью к творчеству Володина, режиссер без робости "бросил перчатку" знаменитому фильму на своей маленькой сцене и, благодаря профессионализму и вкусу, выпустил достойный спектакль, принятый зрителем. Чем как не умением и вкусом помечена работа над автобиографической прозой Володина, под названием "Записки нетрезвого человека". Или над малоизвестной его же пьесой "Кастручча"…Вообще, память об ушедшем мастере, является краеугольным камнем существования маленького интеллигентного петербургского театра на Каменноостровском проспекте, несмотря на ревнивое злопыхательство некоторых апологетов знаменитого писателя и драматурга. В более чем скромном помещении театра Болонин даже создал миниатюрный музей драматурга – "Остров Володина". С постоянной экспозицией некоторых личных вещей драматурга: рукописей, старенькой пишущей машинки, личных писем, семейных и дружеских фотографий… Именно Болонин "пробил" в Правительстве города разрешение на установку Памятной доски на доме писателя на Большой Пушкарской. И Доска эта беломраморной печатью скрепила знаменитого писателя, его многочисленных поклонников и преданного ему режиссера Александра Болонина.

 

Илья Штемлер - писатель.

 

Двадцать лет - это молодость

 

19 сентября 1990 года родился Санкт-Петербургский драматический театр "ОСТРОВ". Организатор этой небольшой театральной труппы – Александр Болонин, оставив престижную режиссерскую должность на ТВ, стал её художественным руководителем, директором и главным режиссером. Мало кто остался из основателей этого театра: сам Болонин, Тамара Исаева и Юрий Агейкин, чуть позднее пришли: Александра Никитина, Константин Бутаев, Александр Маскалин, Кира Данилова, Геннадий Макоев… Сейчас, кроме старейших, в театре еще полтора десятка замечательных, талантливых энтузиастов, преданных "островитян": Н.Федорцов, И.Федорова, Г. Бурчук, Д.Усов, Н.Клочьев, А.Скобкина, А.Ошканов, В.Иванчин, А. Разбаш, А. Алешина, В. Растопчинов, Е.Лопаткина, Д.Саков, В.Роговский, А.Татаров, Я. Смолякова, Н. Хозяинов. Еще больше приходили-уходили, а лучшие остались. Конечно, работать в "Острове" радостно, но и трудно, так как театр не финансируется из бюджета, и постоянных спонсоров у них нет. Да и театральные кассы не балуют вниманием не государственный, не распиаренный, скромный театральный коллектив. Да и к репертуару (В. Шекспир, В.Набоков, М.Булгаков, В. Тендряков, А. Платонов, И. Штемлер, Э.Ионеско, Ф. Аррабаль, Г. Пинтер) есть претензии: "сложно…", "грустно…", "а где комедии?". И в репертуаре появились комедии А.Н.Островского, А.П.Чехова, В.Г. Попова. Спектакли по произведениям А.М. Володина неизменно вызывают искренний интерес публики. Александр Моисеевич Володин был преданным другом "островитян". Память о нём будет жить вечно и они сделают все, что в их силах, чтобы она жила и в душах всех честных, благородных людей - созидателей. А пока "островитянами" установлена мемориальная доска на доме, где он жил и творил; в театре существует гостиная Володина, где собраны некоторые его вещи, фотографии, воспоминания его друзей: Д. И. Золотницкого, Л.И. Гительмана, М.Е. Тайманова, В.Г. Попова, И.П. Штемлера, Ю. Кима, И.А. Шадхана, Л.П. Романкова… На круглые даты рождения Мастера театр, совместно с альманахом "Петрополь" и Союзом писателей Спб, вручает премии имени Александра Володина. Двадцать три спектакля, поставленные А. Болониным (половина из них собственные инсценировки) на сцене "Острова", увидели зрители и почитатели театра, ветераны, для которых театр играет особо. Высокие оценки эти работы получили от ведущих театральных специалистов Санкт-Петербурга и Москвы. Сейчас театр готовится к выступлению на международном театральном фестивале "Театр, Чехов, Ялта", где покажет спектакль "Как солнце в вечерний час". 2 октября театр отмечает свое 20-летие премьерой спектакля "Дуэт", по пьесе американского драматурга Отто Эскина, в переводе П.Руднева, где зритель увидит актеров: Тамару Исаеву, Аллу Осипенко, Лидию Мельникову, Андрея Ошканова.


Назад