ак нас найти
Официальный сайт
  • 28 июня
  • 23 сентября

«Остров» «Серебряного тумана» «Главное – лучистые люди...»

«Остров» «Серебряного тумана»

«Главное – лучистые люди...»

         Театр «Остров» в своём творчестве часто обращался к образам великих писателей. Достаточно вспомнить постановки: «Холодная зима 37-го» о последних днях Александра Пушкина, или «Как солнце в вечерний час» о драматических отношениях Антона Чехова и Ольги Книппер-Чеховой, или «Записки нетрезвого человека» об Александре Володине. И вот свой 22-ой сезон «Остров» открывает премьерой спектакля «Серебряный туман» по пьесе Николая Якимчука «Белый Петербург» (1-ый акт) и поэтическая композиция Александра Болонина, по стихам Анны Ахматовой, «Pro domo mea*  О СЕБЕ  (лат.)» (2-ой акт).

         Это своеобразное литературно-музыкальное приношение театра поэтам Серебряного века: Анне Ахматовой, Андрею Белому, Александру Блоку, Николаю Гумилеву, Осипу Мандельштаму, Марине Цветаевой. Печально, что большинство сегодняшних молодых ребят не знают их имен. А ведь в истории литературы этот период расцвета русской поэзии не менее значим, чем «Золотой век», хотя «Серебряный век» захватил всего-то два десятилетия. Но зато каких! Это начало 20-го века, когда рушился старый мир. Время ожиданий, мучительных сомнений, потерь, время трагическое и страшное для России. И в этом хаосе они творили, любили, дружили, страдали и ждали, что же с ними будет дальше. И вот этой тревогой, драматизмом этого трагического ожидания наполнено первая часть спектакля. Не случайно её действие происходит в городе, с которого начнется революция, в городе, где рухнет их мир.

         Главный герой Андрей Белый пишет роман об этом «граде совсем не любимом, но мощно влекущем», награждая его страшными титулами: «гнев-город», «вампирный, вымороченный Петербург». Его роман перекликается со знаменитым «Медным всадником» Александра Пушкина. Так век Серебряный через столетие наводит мосты и одновременно вступает в противоборство с веком Золотым. Роман Белого «Петербург» - одно из ярчайших явлений русской прозы начала XX века: «И выросла вереница линий и стен; проступили некие тяжести – выступы, кариатиды, карнизы кирпичных балконов. И вот кружево закружилось – это утренний Петербург потягивался. Стояли навытяжку песочного цвета дома о пяти этажах; рыже-красный дворец (что напротив) осветлился зарею…». Эту магию города обрушивает на зрителей Андрей Белый. Его играет  молодой талантливый актер Валентин Воробьев. И далее в действие вплетается мистика. Появляется «искривленная страхом» девочка-подросток, за которой крадется обидчик. Белый спасает её, и она в благодарность отдает ему свой черный карандаш. И это знак. Он должен написать роман об этом городе. Но мешает его любовь к прекрасной даме. И её образ тоже возникает не случайно, ведь именно со стихов Александра Блока «О прекрасной даме» и начинается Серебряный век. Но прекрасных дамы две - Зинаида Гиппиус и Любовь Менделеева. «Я любил этих двух женщин как одну – Зиночку тайно, Любу явно. Только в этом вымороченном Петербурге такое возможно», – признается Белый. Философский роман с холодной и неприступной Зинаидой Гиппиус и страстный роман с порывистой и непредсказуемой Любочкой Менделеевой завораживает. Кроме того зрителей затягивает омут мучительного любовно-дружеского треугольника – Белого с четой Блоков, которых замечательно сыграли молодые актеры Василий Рукша и Юлия Слыш. И только творческая дружба спасала и питала двух великих поэтов в это трагическое время и ни любовь к одной женщине, ни соперничество не могли её разорвать. «Главное – лучистые люди... Их так немного...» - признается Александр Блок (Василий Рукша)  своему другу Андрею Белому. Но как мыслили, как говорили, как глубоко любили, как дружили эти «лучистые люди»! Мы давно уже разучились так глубоко чувствовать, так содержательно говорить. Эта планета тончайших взаимоотношений, глубоких духовных устремлений, чувств, исчезла бесследно, как Атлантида. И вот режиссер Александр Болонин помог ей всплыть на поверхность. 

            «Я уже провидел всю нашу общую судьбу» - говорит Андрей Белый.  И эта общая судьба показана во второй части спектакля. «Серебряный век» закончился после Гражданской войны со смертью Блока и расстрелом Николая Гумилева. И во второй части спектакля режиссер переносит нас из сумрачного Петербурга в пригород Ленинграда,  в Комарово, где застаем, уже не молодую Ахматову, среди сосен, рядом с дачей – «будкой». Её посещают тени прошлого, тени любимых, тех, кто был обманут революцией, уничтожен ею. Анну Ахматову блестяще сыграла заслуженная артистка России Тамара Исаева, выразив весь драматизм и мудрость этой великой женщины. Пленяет образ и юной Ахматовой в исполнении Александры Никитиной, переживающей на наших глазах гибель  близких и любимых, тех, кто был убит, замучен.  Новая Россия отторгла людей тонко и глубоко мыслящих, способных создавать гениальные произведения, возвышающие душу. И вот о них, об этих людях,  спектакль театра «Остров». Забыть о них, мы не имеем права – в этом уверены все участники спектакля. Память о тех, кто составлял цвет нашей  культуры, позволяет нам оставаться русскими людьми. И нужно возвращаться к этому пласту высочайшей культуры, чтобы окончательно не превратиться в общество потребления. В конечном счете, такое общество обречено на вымирание. Ведь только благодаря нашей культуре мы остаемся людьми. И дай Бог «Острову» ещё продержаться наплаву, чтобы выполнять свою просветительскую миссию.    Лидия Березнякова. газета «Невское время» 06.10. 2011 г.


Назад