ак нас найти
Официальный сайт
  • 23 сентября
  • 24 сентября
  • 29 сентября
  • 30 сентября

НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГ 24.04.2003г. «Мастер сильнее сатаны»

НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГ 24.04.2003г.
Мастер сильнее сатаны


Довольно ярким и неожиданно интересным явлением в нашем городе оказалось творчество небольшого, но очень уютного драматического театра "Остров" на Каменноостровском проспекте, 26/28. На фоне довольно скучной и обыденной театральной жизни города, довольствующейся стандартным набором хотя и неплохих, но уже примелькавшихся пьес, театр "Остров" резко контрастирует своей неподдельной живостью и абсолютным чувством современного момента. Здесь принципы классической русской драмы очень гармонично сочетаются с довольно модернистскими приемами. В результате этого знакомые произведения приобретают новую форму, становятся не только выразителями замыслов автора, но и наполняются новым смыслом. В отличие от большинства городских театров, в том числе и драматических, здесь актеры не просто играют роли. а как бы проживают отдельные жизненные отрывки своих персонажей, вкладывая в свои роли искренние чувства и переживания. Зрители, находящиеся в зале, становятся не сторонними созерцателями сюжета, а участниками событий, происходящих на сцене. Именно такой подход к теат-ральному искусству и составляет основу системы Станиславского, к сожалению, все более невостребованную многими современными театрами. Лично я за последние годы, кроме театра "Остров", видел подобный подход к творчеству только в Театре русской драмы Игоря Олеговича Горбачева. Стоит с сожалением констатировать, что и наша сегодняшняя публика зачастую, выбирая между серьезным драматическим искусством и дешевой попсой, предпочитает последнее. Живой человеческий голос безнадежно тонет под ревом мощных акустических систем стереозвука новомодных кинотеатров. Посещаемость этих "долби сураундов" в десятки и сотни раз превышает заполняемость драматических театров, а "голозадая" тематика с примитивными до одури сюжетами про крутых вокеров и прочих поттеров напрочь забила душевные мучения Раскольникова или Мышкина. По мнению художественного руководителя театра "Остров" Александра Васильевича Болонина, настоящее искусство по своему определению не может быть рентабельным с коммерческой точки зрения. Тупой эпатаж всегда одержит верх над тем, о чем надо думать, чему сопереживать. Поэтому сейчас для театра, который второе десятилетие живет и работает в Петербурге, непростые времена. Только несколько лет назад "Остров" сумел обзавестись собственной театральной площадкой, несколько лет шел ремонт. В результате затхлый подвал с котами и блохами стал настоящей отдушиной, где поселились Гамлет, Пушкин и Мастер. Сегодня в театральной труппе работают 23 артиста. Все они, помимо "Острова", снимаются в кино и на телевидении. И тем не менее многие из тех. кого можно увидеть на сцене, подрабатывают и грузчиками, и дворниками, и продавцами газет. Искусство требует жертв, а значит, отказываясь от пошлости, вульгарщины и сиюминутного эпатажа, приходится в полной мере ощущать цену настоящего творчества. Расплата за принципиальность и талант - пустой холодильник и неоплаченные счета за телефон! Но только благодаря этому у театра есть свой зритель - тот самый, который, несмотря ни на что, все же приходит сюда, чтобы, посмотрев новое прочтение знакомого творения, в очередной раз задуматься о доброте и зле. смысле жизни, о сути того, что происходит сейчас вокруг нас. Последнее, что я посмотрел здесь, - это постановка по сюжетам некоторых булгаковских произведений. Театр смело обращается к творчеству этого, пожалуй, последнего русского классика. Даже сам прообраз сатаны - Воланд попадает здесь под чары любви Мастера и Маргариты, а весь спектакль проходит в духе противостояния настоящей нравственности, таланта - и экспансии низких инстинктов, насаждаемых темными силами. В общем, сама постановка по сути напоминает и творческую жизнь театра в окружающем мире. Театр целенаправленно замалчивают, билеты на его спектакли можно купить только на месте, а билетные кассы предпочитают продавать других, критики не желают "без дополнительных средств" даже упоминать постановки "Острова" ни в рейтингах, ни в публикациях. Только зрительское почитание и внутренний стержень собственной правоты позволяют театру жить и работать. Очень схоже подобное положение дел и с жизнью самого Михаила Афанасьевича Булгакова, доведенного тогдашней властью чуть ли не до крайней точки. А.Болонин утверждает: "Сейчас до искусства никому нет дела - ни власти, ни самим людям. Искусство - это нища для души. Без души человек жить не может, либо он становится животным низшего порядка - живет только инстинктами. Поэтому для воспитания людей государство должно заботиться о нравственных ценностях народа. Жуткий авангард или картинки из интимной жизни людей этих необходимых ценностей не дадут. Важна классика - после наших постановок люди выходят с какими-то просветленными лицами: хотя и задумчивыми, но все равно счастливыми". Сейчас руководство театра хочет установить памятную доску на доме, где жил один из его основателей - A.M. Володин, и призывает все театры России, ставившие его пьесы, провести по одному благотворительному концерту для осуществления этой идеи.

Денис УСОВ

_____________________________________________________________________________

Назад