Осторожно, покупается любовь!
Осторожно, покупается любовь!
1 февраля 2012
В театре «Остров» в юбилейный вечер художественного руководителя театра заслуженного деятеля искусств РФ Александра Болонина состоялась премьера спектакля «Игра в жизнь» по пьесе Александра Марданя.
Можно ли заслужить любовь? Ответ очевиден: достаточно взгляда, чтобы почувствовать – вот она есть или ее нет и не будет! Но вопрос этот, увы, вечен. Слаб человек, удобно прятаться в иллюзиях, потому что невыносимы нелюбовь и одиночество. Хочется быть любимыми! И вот ненашедшие взаимности пытаются заслужить хотя бы благодарность за помощь, ожидая, что вместе с ней придет и любовь. А другие для удобства пользуют чужую любовь. И любящие бьются в закрытую дверь, тонут в иллюзиях, теряют на них жизнь и, не получив желаемого, остаются один на один с душевной пустотой, потерянным временем и неблагодарностью. И круговорот нелюбви вечен. И все потому, что нет веры в Бога, в жизнь.
Так же случилось и с героем нового спектакля «Игра в жизнь» театра «Остров» – бизнесменом Константином Георгиевичем Борисовым (его играет Александр Цыбульский). У него есть все: деньги, дом, даже самолет, но в его жизни нет радости и смысла. Такой вот Онегин и Печорин в одном флаконе. И вот он приходит в театр на чеховскую «Чайку», ему кажется – вот здесь живет любовь, здесь ее играют, знают ей цену. Он рассказывает свою жизнь режиссеру, которого замечательно играет худрук театра «Остров» Александр Болонин. Бизнесмен строит для театра новую сцену и выходит на нее вместе с понравившейся актрисой говорить… о любви. Потому что в жизни о любви говорить не получается. Легче купить иллюзию, уйти на сцену, как в другое измерение с новым человеком, чем наладить искренние отношения «с женой, которая уже давно». Нужен новый укол адреналина! И вот он говорит о любви на сцене с малознакомой актрисой, причем искренно, говорит о своих страхах, без сценария, без режиссуры, и каждый раз в театре – аншлаг! Полный зал таких же разучившихся искренно говорить друг с другом.
И ему кажется – вот она, его женщина, ведь она так хорошо говорит о любви! И он забывает, что это только театр, а она – актриса, хорошо делающая свою работу. Ведь сказать «люблю» еще не значит любить.
«Игра в жизнь» – это современная «грустная комедия» о непонимании, неумении быть откровенным с самим собой и с другими. О том, как исчезает любовь, когда предаешь, и вместо нее у слабого человека поселяется страх разоблачения и ненависть к тому, кого он предал. Наконец этот спектакль о том, что люди не слышат друг друга! Просто не умеют и не желают разговаривать. А ведь разговором можно как уничтожить, так и спасти любовь. А чтобы научиться любить, нужно научиться жертвовать. Мы же зачастую ищем любовь в иллюзиях, в новых людях, подсаживаясь на адреналин новизны, получая развлечения, веселый калейдоскоп пикантных историй, – любой эрзац, но только не любовь. Ведь ее ни за какие деньги не купишь! И не уходит она никуда, это мы ее душим.
Это спектакль о том, что богатство – идол нашего времени – никого еще не сделало счастливым.
– Чтобы стать привлекательным, надо отдавать, а он пришел в театр брать. Те, у кого есть деньги и власть, должны вести себя так, чтоб им простили и то и другое… – говорит одна из актрис этого театра. – А Борисов предал себя в тот момент, когда начал искать простое человеческое чувство своими олигаршими способами…
Иллюзии – болезнь нашего материалистичного века. Кто-то с головой погружается в интернет, подменяя им реальность, кто-то принимает наркотики или пьянствует, кто-то покупает любовь, кто-то с сонной душой довольствуется от жизни удобствами. Душевная пустота не позволяет совладать с реальностью, понять, что истинно, что ложно. А искренность нам зачастую кажется сродни слабости, сильные чувства вызывают страх, душа мелковата, чтобы принять их. Мы так привыкли к эрзацу, к налету цинизма, что влюбленный человек кажется нелепым, раздражает. Хочется иного измерения, кажется, что там будет надежное плечо.
Вот на такие размышления натолкнул этот замечательный спектакль театра «Остров», который вот уже 20 лет не устает призывать зрителя думать. Вообще, современная пьеса на афише репертуарного театра – редкость. Зритель не пойдет на неизвестного драматурга. Ведь такие мастера драматургии, как Чехов или Островский, уже все сказали! Что добавить?! Люди не меняются. Так что лучше ставить гарантирующую успех и разговор о вечном классику. И афиша театра «Остров» более десяти лет привлекала внимание зрителя в основном классическим репертуаром (трагедия Шекспира, трагифарс Набокова, антидрама Ионеско, фантасмагория Булгакова, комедия Островского).
Но вот в год 20-летия театра и в свой 65-летний юбилей бессменному худруку театра Александру Болонину захотелось поговорить современным языком о любви, о профессии, об актерах, о театре и его задачах! Театр – светская религия – в этом убежден и автор пьесы, и режиссер спектакля. Болонин, как всегда, принял смелое решение. Он не побоялся взять современную пьесу драматурга из Одессы Александра Марданя. Да, люди не меняются, но новое время создает новых героев с новыми возможностями в новых декорациях, где границы дозволенного расширяются, как и внутренняя пустота. Кстати, и эта современная пьеса подпитывается из классики. Действие начинается с того, что бизнесмен Борисов влюбляется в спектакль по пьесе Чехова «Чайка», где все несчастны в любви, как, впрочем, и во всех пьесах Чехова. Никому не удается ее заслужить.
Кстати, а театр может заслужить любовь? Да тоже нет. Зритель почти с первой минуты, входя в зрительный зал, подсознательно определяет – мой, не мой. Также и театр выбирает своего зрителя. Но прежде всего театр выбирает драматурга. Счастливым для театра выбором стали пьесы драматурга Александра Володина. И он полюбил «Остров» и частенько здесь бывал. Театр выбрали писатели Илья Штемлер и Валерий Попов, которые когда-то принесли сюда свои пьесы. Не пропускают премьеры и скульптор Григорий Ястребенецкий, и легендарный шахматист Марк Тайманов. «Остров» не нацелен на шумный успех, он ищет своего зрителя. И еще целую неделю здесь будут идти юбилейные спектакли, где худрук и актеры театра приглашают всех желающих вместе поразмышлять о времени и о себе.
// Лидия Березнякова, обозреватель «НВ»
1 февраля 2012
В театре «Остров» в юбилейный вечер художественного руководителя театра заслуженного деятеля искусств РФ Александра Болонина состоялась премьера спектакля «Игра в жизнь» по пьесе Александра Марданя.
Можно ли заслужить любовь? Ответ очевиден: достаточно взгляда, чтобы почувствовать – вот она есть или ее нет и не будет! Но вопрос этот, увы, вечен. Слаб человек, удобно прятаться в иллюзиях, потому что невыносимы нелюбовь и одиночество. Хочется быть любимыми! И вот ненашедшие взаимности пытаются заслужить хотя бы благодарность за помощь, ожидая, что вместе с ней придет и любовь. А другие для удобства пользуют чужую любовь. И любящие бьются в закрытую дверь, тонут в иллюзиях, теряют на них жизнь и, не получив желаемого, остаются один на один с душевной пустотой, потерянным временем и неблагодарностью. И круговорот нелюбви вечен. И все потому, что нет веры в Бога, в жизнь.
Так же случилось и с героем нового спектакля «Игра в жизнь» театра «Остров» – бизнесменом Константином Георгиевичем Борисовым (его играет Александр Цыбульский). У него есть все: деньги, дом, даже самолет, но в его жизни нет радости и смысла. Такой вот Онегин и Печорин в одном флаконе. И вот он приходит в театр на чеховскую «Чайку», ему кажется – вот здесь живет любовь, здесь ее играют, знают ей цену. Он рассказывает свою жизнь режиссеру, которого замечательно играет худрук театра «Остров» Александр Болонин. Бизнесмен строит для театра новую сцену и выходит на нее вместе с понравившейся актрисой говорить… о любви. Потому что в жизни о любви говорить не получается. Легче купить иллюзию, уйти на сцену, как в другое измерение с новым человеком, чем наладить искренние отношения «с женой, которая уже давно». Нужен новый укол адреналина! И вот он говорит о любви на сцене с малознакомой актрисой, причем искренно, говорит о своих страхах, без сценария, без режиссуры, и каждый раз в театре – аншлаг! Полный зал таких же разучившихся искренно говорить друг с другом.
И ему кажется – вот она, его женщина, ведь она так хорошо говорит о любви! И он забывает, что это только театр, а она – актриса, хорошо делающая свою работу. Ведь сказать «люблю» еще не значит любить.
«Игра в жизнь» – это современная «грустная комедия» о непонимании, неумении быть откровенным с самим собой и с другими. О том, как исчезает любовь, когда предаешь, и вместо нее у слабого человека поселяется страх разоблачения и ненависть к тому, кого он предал. Наконец этот спектакль о том, что люди не слышат друг друга! Просто не умеют и не желают разговаривать. А ведь разговором можно как уничтожить, так и спасти любовь. А чтобы научиться любить, нужно научиться жертвовать. Мы же зачастую ищем любовь в иллюзиях, в новых людях, подсаживаясь на адреналин новизны, получая развлечения, веселый калейдоскоп пикантных историй, – любой эрзац, но только не любовь. Ведь ее ни за какие деньги не купишь! И не уходит она никуда, это мы ее душим.
Это спектакль о том, что богатство – идол нашего времени – никого еще не сделало счастливым.
– Чтобы стать привлекательным, надо отдавать, а он пришел в театр брать. Те, у кого есть деньги и власть, должны вести себя так, чтоб им простили и то и другое… – говорит одна из актрис этого театра. – А Борисов предал себя в тот момент, когда начал искать простое человеческое чувство своими олигаршими способами…
Иллюзии – болезнь нашего материалистичного века. Кто-то с головой погружается в интернет, подменяя им реальность, кто-то принимает наркотики или пьянствует, кто-то покупает любовь, кто-то с сонной душой довольствуется от жизни удобствами. Душевная пустота не позволяет совладать с реальностью, понять, что истинно, что ложно. А искренность нам зачастую кажется сродни слабости, сильные чувства вызывают страх, душа мелковата, чтобы принять их. Мы так привыкли к эрзацу, к налету цинизма, что влюбленный человек кажется нелепым, раздражает. Хочется иного измерения, кажется, что там будет надежное плечо.
Вот на такие размышления натолкнул этот замечательный спектакль театра «Остров», который вот уже 20 лет не устает призывать зрителя думать. Вообще, современная пьеса на афише репертуарного театра – редкость. Зритель не пойдет на неизвестного драматурга. Ведь такие мастера драматургии, как Чехов или Островский, уже все сказали! Что добавить?! Люди не меняются. Так что лучше ставить гарантирующую успех и разговор о вечном классику. И афиша театра «Остров» более десяти лет привлекала внимание зрителя в основном классическим репертуаром (трагедия Шекспира, трагифарс Набокова, антидрама Ионеско, фантасмагория Булгакова, комедия Островского).
Но вот в год 20-летия театра и в свой 65-летний юбилей бессменному худруку театра Александру Болонину захотелось поговорить современным языком о любви, о профессии, об актерах, о театре и его задачах! Театр – светская религия – в этом убежден и автор пьесы, и режиссер спектакля. Болонин, как всегда, принял смелое решение. Он не побоялся взять современную пьесу драматурга из Одессы Александра Марданя. Да, люди не меняются, но новое время создает новых героев с новыми возможностями в новых декорациях, где границы дозволенного расширяются, как и внутренняя пустота. Кстати, и эта современная пьеса подпитывается из классики. Действие начинается с того, что бизнесмен Борисов влюбляется в спектакль по пьесе Чехова «Чайка», где все несчастны в любви, как, впрочем, и во всех пьесах Чехова. Никому не удается ее заслужить.
Кстати, а театр может заслужить любовь? Да тоже нет. Зритель почти с первой минуты, входя в зрительный зал, подсознательно определяет – мой, не мой. Также и театр выбирает своего зрителя. Но прежде всего театр выбирает драматурга. Счастливым для театра выбором стали пьесы драматурга Александра Володина. И он полюбил «Остров» и частенько здесь бывал. Театр выбрали писатели Илья Штемлер и Валерий Попов, которые когда-то принесли сюда свои пьесы. Не пропускают премьеры и скульптор Григорий Ястребенецкий, и легендарный шахматист Марк Тайманов. «Остров» не нацелен на шумный успех, он ищет своего зрителя. И еще целую неделю здесь будут идти юбилейные спектакли, где худрук и актеры театра приглашают всех желающих вместе поразмышлять о времени и о себе.
// Лидия Березнякова, обозреватель «НВ»