ВЕСТИ 10.04.2003 «ОТМОЛИТЬ ВИНУ...»
"ОТМОЛИТЬ ВИНУ..."
12 апреля - 180 лет со дня рождения создателя русского национального театра А. Н. Островского. С полным правом в конце жизни он говорил, что является хозяином русской сцены. И сегодня в театрах Петербурга пьесы классика драматургии идут, вызывая неизменный интерес. В этот же день в драматическом театре "Остров" показывают комедию Островского "Без вины виноватые", которая идет здесь уже десять лет. Никто не назовет классика XIX века моралистом, скорее драматургом милостью Божьей. Остро и ярко строил он сюжеты своих пьес, в основе которых всегда оказывался социально-бытовой конфликт. А основным пафосом - разоблачение нелицеприятных сторон жизни привилегированных слоев общества. 47 пьес (не считая созданных в соавторстве) и 728 действующих лиц в них! И все о России, о трех веках русской жизни - от начала XVII до конца XIX века. Быт, нравы и история Отечества. Словом, пьесы жизни, как говорил Добролюбов. А как все начиналось? В 1836 году Гоголь восклицал: "Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!" Но только через 13 лет его пригласили на чтение комедии "Банкрут" (позже названной "Свои люди - сочтемся") молодого чиновника коммерческого суда А. Островского. Пройдут годы трудов и успеха, но положение его пьес в репертуаре Александрийского театра будет удручать драматурга: "В последнее время каждая моя пьеса на петербургской сцене падает" (1871 г.), "Я отнят у петербургской публики, и петербургская публика отнята у меня" (1884 г.)... Комедия "Без вины виноватые" написана за два года до кончины. Она сразу заняла место среди самых репертуарных пьес того времени, как и ныне. По сути конфликта это драма, которая, правда, благополучно завершается. Напомним, что бедная женщина, брошенная возлюбленным ради выгодной женитьбы и обманутая известием о смерти сына, спустя почти 20 лет, став уже известной актрисой Кручининой, внезапно узнает сына в провинциальном актере Незнамове. Режиссер театра "Остров" Александр Болонин в своей постановке пьесы "Без вины виноватые" в качестве эпиграфа предлагает стихи М. А. Лохвицкой: ... И если радостей короткой будет нить, И твой кумир тебя осудит скоро На гнет тоски и горя, и позора - Умей любить!.. Юбилей замечательного спектакля стал поводом для разговора с режиссером. - Десять лет назад Вы решили ставить пьесу "Без вины виноватые" по велению души или по какой-либо другой причине? - По просьбе пожилых людей ветеранов войны и труда, которые посмотрели у нас спектакли "Приглашение на казнь" (по роману Набокова) и "Гамлет" (по пьесе Шекспира) и сказали, что для них это тяжело, нельзя ли поставить что-нибудь полегче?.. И мы выбрали эту пьесу. Она показалась нам интересной, если прочитать ее современно. Потом наши друзья и зрители говорили, что спектакль удался. А близкий друг театра Александр Моисеевич Володин говорил об этом спектакле в Кремле, когда ему вручали президентскую премию. С радостью рассказывал о персонажах, что они неоднозначные... - Вероятно, главная идея спектакля, как и пьесы, ясна. И все-таки как бы Вы ее обозначили? - Пускай это сделают зрители... Понимаете, обстоятельства в жизни главной героини пьесы Кручининой сложились так, что она совершила некий поступок, ставший для нее виной, которую никак не отмолить. Тем не менее ее душевное очищение вознаграждается Господом, ведь почти через двадцать лет она все-таки обретает сына. Может быть, это и есть идея спектакля? Добро всегда вознаграждается. - Чем отличается Ваша трактовка известной пьесы от иных? -Возьмите блистательный, остроумный спектакль Фоменко, по сути капустник. У нас - противоположное решение: подчеркивается драматичность действия и другая мотивация поступков персонажей... - Что Вы имеете в виду? - Например, взаимоотношения персонажей и актеров провинциального театра у Фоменко подчеркнуто фамильярные. Так, Дудукин игриво шлепает Кручинину, что в нашем спектакле прозвучало бы как большое кощунство - земля бы разверзлась... Все ценят, почитают Кручинину за ее талант и милосердие. Тот же спектакль поставлен как ироничное отношение к сегодняшним новым русским и актерам, которые вынуждены их ублажать. Это главное отличие. Я сократил пьесу, убрав первый акт, по-моему, не очень удачный у Островского, вставил ретроспекцию его в контекст спектакля... Один режиссер сказал: "Это у вас не Островский, а Чехов". И я воспринял это как похвалу, комплимент. Он имел в виду только взаимоотношения, психологическую проработку характеров персонажей. - А не слишком ли интеллигентен у вас Незнамов? - С одним критиком мы спорили. Она говорила, что Незнамов у нас слишком благороден для хулигана-мальчишки, а Кручинина - ангел во плоти. Но мне кажется, что хулиган того времени - это интеллигентный, Т. Исаева в роли Кручининой и Д. Майзель в роли Незнамова воспитанный человек. Я сужу по фильму "Барышня и хулиган", где хулиган в исполнении Маяковского в общем-то и не был хулиганом. Это был тонкий, рефлектирующий, мыслящий, любящий человек. Он прототип нашего Незнамова. И время мы немного сместили. Если Островский писал про 80-годы XIX века, то мы действие перенесли в великолепный Серебряный век - начало ХХ-го. От этого острота взаимоотношений и ритм другие. Мы для себя так условно определили. А там уж как зритель поймет. В конечном-то итоге мы рассказываем про нашу жизнь - что защищаем и обвиняем. Некий модерн - это и костюмы, которые нам прислал из Швейцарии известный художник М. Кайзер. - Все-таки, как я поняла, Вы считаете, что этот спектакль ближе пожилым людям? - Для них эта тема близка, ведь они склонны воспринимать жизнь, грубо говоря, мелодраматично, хотя это неправда, естественно, просто по-человечески.
Ирина КОРОЛЕВА