ак нас найти
Официальный сайт
  • 22 сентября
  • 23 сентября
  • 28 сентября
  • 29 сентября
  • 30 сентября
  • 5 октября
  • 6 октября
  • 7 октября
  • 12 октября
  • 13 октября
  • 14 октября
  • 19 октября
  • 20 октября
  • 21 октября
  • 26 октября
  • 27 октября
  • 28 октября

НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ, № 9, 03.03.2005

НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ, № 9, 03.03.2005

Денис Усов
"РЕПЕТИЦИЯ" СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТИ

Замечательный, блистательный, преуспевающий театральный Петербург! Прямо как великолепный глянцевый журнал дорогой полиграфии на мелованной финской бумаге. Имидж, стиль преуспевающего образа, привычно валяющегося на заднем сиденье шикарного иностранного автомобиля, рядом с фирменным пакетом выдаваемого с собой набора из "Макдоналдса". Он же безумный, пустой, лишь обложка, такая же, как и подавляющее большинство современных театральных новинок нашего города, пресный, как двойной "бигмак", щедро запитый черным шипучим лимонадом, выбранным "новым поколением".

На фоне этих "маркетинговых находок" разительно, я бы даже сказал, принципиально, коренным образом отличается работа небольшого, кулуарного, но яркого явления в театральной среде Петербурга – драматического театра "Остров". Этот небольшой островок настоящего драматического искусства, словно первый луч поднимающегося рассвета, вдрызг рассекает сумраки насаждаемого плоско-примитивного творчества разрекламированных шаблонов плоско-монолитных, бельэтажных и партерных столпов общепринятого одеяния "голого короля". Полагаю, что само понятие "театр" было бы девальвировано и забыто, не будь бы таких образцов настоящего постановочного искусства, как в театре "Остров", или, скажем, учебной студии Школы русской драмы, созданной великим Игорем Олеговичем Горбачевым.

Новая премьера островитян – созданная под режиссурой Александра Владимировича Болонина "Репетиция после войны". Пожалуй, это без сомнения выдающееся творение по своей силе, накалу и остроте перешагнуло многие талантливые постановки театра "Остров", осуществленные ранее. Сравнивать новую премьеру с другими новинками сезона вообще не приходится. Премьеры "Острова" могут конкурировать лишь с другими премьерами "Острова", и ни с чем другим. Это как бой профессионального боксера-тяжеловеса с дохлым новичком-второразрядником, не верящим ни в себя, ни в победу.

"Репетиция" наверняка не оставит спокойным никого. Посмотрев эту постановку пьесы литовской писательницы середины прошлого столетия Д. Урнявичюте, просто невозможно равнодушно отправиться домой к дежурному стакану чая и мягким тапочкам, оставив в театре свои переживания и эмоции. К счастью или к сожалению, затронутое в премьере останется надолго в душе и сознании каждого зрителя, как неудобный больной зуб, будет возвращать и возвращать к неразрешенной проблеме, заново задавать и задавать один и тот же вопрос, ответ на который так и не будет найден.

Казалось бы, незамысловатый сюжет – попытка провести стандартную репетицию собственной пьесы некоего начинающего автора, на деле выливается в серьезнейшую трагичную драму. Режиссер попытался предложить актерам сыграть в ролях постановки собственные жизни и судьбы, окутанные и переживаниями и трагедиями. Сюжетная лини проходит в послевоенные годы в Литве. Человеческие страсти, желания, боль прошлого, обиды, попытки веры в будущее разбиваются о действительность. При этом, как справедливо заметил режиссер А.Болонин после премьеры, в пьесе вообще отсутствует какая-либо национальная составляющая, все литовские имена можно легко заменить на любые другие: русские, украинские, немецкие, английские или американские – проблематика заложенной в основу премьеры драматургии останется, даже если события спектакля развернуть, скажем, на Марсе! В центре сюжета, помимо руководящего всем режиссера, пожилой старик и окружающие его домочадцы – все в основном спасенные им во время трагических событий Второй мировой войны: кто подобран, где придется, кто вытащен из горы трупов после массовых расстрелов, чудом выжившие в младенчестве сироты-дети. Каждый из них уже пережил не только свое далекое трагичное детство, но и страдания и искания своей настоящей, уже послевоенной жизни. Взаимоотношения девушки и юноши, переживающей свое одиночество никудышной несчастной матери, не имеющей своих детей служанки, и затаенная скорбь главы семейства составляет всю сложнейшую драматургию премьеры. Накал сюжета, как снежный ком, набирает обороты из первой части спектакля ко второй. Размеренная неторопливая и логичная жизнь главных персонажей постепенно выливается в неконтролируемую снежную бурю, в итоге разбивающуюся, словно большая волна о могучий волнорез на балтийском побережье.

По-настоящему новая премьера театра "Остров" - яркое явление не только на петербургской, но и на российской сцене. Хочется пожелать ей помимо творческого долголетия еще и коммерческого успеха, который нынче театру явно не повредит. Хотя обычно настоящее искусство и коммерческая выгода – не уживаются под одними стенами.

 


«Все острова давным-давно открыты...»

Шумный, заполненный машинами, людьми и суетой, Каменноостровский проспект. последнее, что ожидаешь найти здесь — это маленький мирок, укрытый под небольшой вывеской: Театр «Остров».

Внутри, за неприметными дверьми, небольшая прихожая, как дома, в квартире. А там — улыбающаяся женщина, которая рада любому посетителю, не потому, что он посетитель, а просто потому, что вы это вы. Коридор с фотографиями актеров и пьес. Маленькая скромная вывеска в рамке, сообщающая о том, что театр в этом году отметил свое пятнадцатилетие. Зал. Нет, скорее не зал — гостиная. А мы гости, которые пришли в очень доброжелательную и приветливую семью. Мягкие тона, сцена находится в двадцати шагах от последнего ряда, что и не удивительно для театра в восемьдесят мест. Хотя представить, что будет больше зрителей тяжело. Театр живет именно благодаря этой атмосфере. Стоит начаться пьесе, как разношерстный зритель затихает и оказывается внутри действия. Актеры через двадцать минут становятся близкими людьми. Им сопереживаешь, не думая о них как об актерах, но как о персонажах. В антракте все идут в небольшое кафе, где в вазах плавают горящие свечки и почти никто не курит. Идут не торопясь, обсуждая просмотренный акт или просто тихо шелестя голосами, каждый о своем. По окончании спектакля все так же без суеты забирают свои вещи из маленького гардероба, и покидают «Остров» спокойствия, снова бросая себя в суету современного мира.

История театра оказывается не менее интересной, чем он сам. «Остров» как театр существовал давно, но до 1996 года выступал, где придется, пока не обзавелся помещением. Полуразрушенный подвал в пятьсот квадратных метров. Но это был для театра настоящий дом, а за него любой будет биться до конца. И они бились, сталкиваясь с множеством разнообразных проблем, как финансовых, так и судебных. Но через три года ценой нечеловеческих усилий театр открылся, чтобы сегодня стать одним из лучших камерных театров Санкт-Петербурга. Пьесы, которые ставят в «Острове» (хочется сказать «на острове»), разнообразны и подчас очень нестандартны. Взять хотя бы недавнюю постановку по Островскому «Дневник нечестного человека». Эту в лучшем случае пьесу ставили на сцене раза два, а «островитяне» не только поставили, но еще и так, что дух захватывает. Они не боятся браться и за «Гамлета», и за Булгакова, и как бы в противовес за почти неизвестные или не популярные пьесы.

Не хочется скатываться до банальной рекламы, но отправиться на «Остров» стоит любому, кем бы он ни был, Робинзоном или представителем современной культуры. Шумный, заполненный машинами, людьми и суетой, Каменноостровский проспект. последнее, что ожидаешь найти здесь — это маленький мирок, укрытый под небольшой вывеской: Театр «Остров»...

Вячеслав Лучина


Назад